Суббота, 26 мая 2018 г., местное время

Версия для слабовидящих | Карта сайта

О РАЙОНЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЕМНАЯ

 

Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чи­новников, должностных лиц, а также общественных и политиче­ских деятелей вообще. Официальное понятие «коррупции» согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующим образом: 

Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, ком­мерческий подкуп либо иное незаконное использование физиче­ским лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественно­го характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Личная заинтересованность государственного или муни­ципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обя­занностей - возможность получения государственным или муни­ципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, институтов гражданского общества, организаций и физиче­ских лиц в пределах их полномочий:

а)  по предупреждению коррупции, в том числе по выявле­нию и последующему устранению причин коррупции (профилак­тика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с кор­рупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий корруп­ционных правонарушений.

(п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции»)

 Профилактика коррупции - предотвращение коррупции, устранение ее причин и источников посредством применения сле­дующих мер:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
  2. Предъявление в установленном законом порядке квалифи­кационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
  3. Установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должно­сти государственной или муниципальной службы или для приме­нения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недос­товерных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязатель­ствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несо­вершеннолетних детей.
  4. Внедрение в практику кадровой работы федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязатель­ном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
  1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их про­ектов.

(ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О про­тиводействии коррупции»)

ЧТО ТАКОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблени­ем полномочиями (статья 201), злоупотреблением полномо­чиями частными нотариусами и аудиторами (статья 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285). О превышении должностных полномочий говорится в статье 286.

Злоупотребление полномочиями - коррупционное престу­пление, ответственность за которое предусмотрена статьей 201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного пре­ступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние по­влекло причинение существенного вреда правам и законным инте­ресам граждан или организаций либо охраняемым законом интере­сам общества и государства.

 Злоупотребление должностными полномочиями - кор­рупционное преступление, ответственность за которое предусмот­рена статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании должност­ным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной за­интересованности и повлекло существенное нарушение прав и за­конных интересов граждан или организаций либо охраняемым за­коном интересам общества и государства

ЧТО ТАКОЕ СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ?

Служебный подлог, то есть внесение должностным ли­цом, а также государственным служащим или служащим орга­на местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, иска­жающих их действительное содержание, если эти деяния со­вершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ)

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Взятка – это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В на­стоящее время, сюда следует добавить и выгоды имуществен­ного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные. Взятка явная - взятка, при вручении предмета которой должност­ному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем. Взятка завуалированная - ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятель­ность под правомерные акты поведения. При этом прямые требо­вания (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

 Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взят­ки (статья 290) и дача взятки (статья 291). По сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Взяткой могут быть:

Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и цен­ные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автома­шины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бы­товая техника и приборы, другие товары, земельные участки и дру­гая недвижимость.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществую­щего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка това­ров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок - систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя - взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее по­кровительство и попустительство.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно- хозяйственные функции.

 Представитель власти - это государственный или муниципаль­ный чиновник любого ранга — сотрудник областной или город­ской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воин­ской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

 Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции - это начальник фи­нансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экс­пертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Подкуп - взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или госу­дарственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководите­лю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммер­ческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политиче­ской партии и т. д.

 Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) - незаконная пере­дача лицу, выполняющему управленческие функции в ком­мерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущест­венного характера за совершаемые действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служеб­ным положением.

Особым видом подкупа является подкуп участников и органи­заторов профессиональных спортивных и зрелищных коммер­ческих конкурсов (статья 184 УК РФ), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, а так­же другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жю­ри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

 Взятка нередко дается и берется через посредников. Уголов­ным кодексом Российской Федерации посредники рассматри­ваются как пособники преступления.

 Коммерческий подкуп тоже может осуществляться через по­средников. Ими могут оказаться подчиненные сотрудники, партнеры по бизнесу, специально нанятые лица и т.п., которые также рассматриваются Уголовным кодексом как пособники преступления. Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

- установлен факт вымогательства;

- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Заявление о даче взятке или о коммерческом подкупе не может быть признано добровольным, если правоохранительным орга­нам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или о коммер­ческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление.

Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования, так и косвенным образом.

ВНИМАНИЕ! ВАС МОГУТ ПРОВОЦИРОВАТЬ НА ДАЧУ ВЗЯТКИ С ЦЕЛЬЮ КОМПРОМЕТАЦИИ!

КАК ПОСТУПИТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)?

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер ус­луг, сроки и способы передачи взятки, форы коммерческого под­купа, последовательность решения вопросов и т.д.).

 Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заиски­вания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический от­каз дать взятку или совершить коммерческий подкуп.

 Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании.

Поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп.

 Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушай­те, позволяйте взяткополучателю выговориться, сообщить Вам как можно больше информации.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

 Первый вариант: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя со­общниками и коррупционными связями.

 Второй вариант: встать на путь сопротивления коррупционерам - взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек дол­жен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения. Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согла­суется с нормами морали и права.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных пре­ступлениях принимаются в правоохранительных органах незави­симо от места и времени совершения преступления КРУГЛОСУ­ТОЧНО.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО получить копию своего заявления с отмет­кой о его регистрации в правоохранительном органе или талон- уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, при­нявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата прие­ма заявления.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО выяснить в правоохранительном органе, ко­торому поручено заниматься Вашим заявлением, о характере принимаемых мер.

 

Помощник прокурора

Быстроистокского района                                                                                    В.Ю.Елисеенко