Требования очищения российского законодательства от норм (и дефектов норм), которые могут быть использованы и используются в коррупционных целях, стали активно выдвигаться несколько лет назад, в том числе российскими парламентариями, представителями экспертного и журналистского сообщества.
Сегодня, как правило, не вызывает возражений утверждение о том, что значительная часть коррупционных деяний становится возможной благодаря дефектам российских законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Некоторые из этих дефектов (вероятно, большинство) появляются в законодательстве по недосмотру.
Другие - встраиваются в него с заранее определенными коррупционными целями.
Однако до последнего времени это внимание к проблеме снижения коррупционных рисков российского законодательства не имело законодательной и методической поддержки.
Эта проблема воспринималась и воспринимается (в большинстве случаев), скорее, в рамках общей озабоченности качеством принимаемых и действующих законов.
К важнейшим из мер по предупреждению коррупции относится проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также мониторинга, при организации которого должны осуществляться учет, обработка и оценка данных о проявлениях коррупции.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов - это деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупционных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
В этой связи прокуратурой района в рамках вверенных ей полномочий федеральным законодательством, проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.
Результативность данной работы показывает, что муниципальные органы Быстроистокского района добросовестно относятся к вопросам нормотворчества. Своевременно принимают меры по недопущению коррупционных проявлений и факторов в правотворческих актах органов местного самоуправления.
На постоянной основе проводится консультационное взаимодействие между органами муниципального образования и прокуратурой района.
В этих и иных целях прокуратурой района и муниципальными органами в 2013 году были подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, которые действуют и в настоящее время.
Помощник прокурора
Быстроистокского района В.Ю.Елисеенко