15 февраля 2017 в Мемориальном музее В.С. Золотухина прош ло мероприятие под названием «Встреча – Сретенье Господне. История и традиции праздника». На мероприятие был приглашен отец Никита (настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Он рассказал ребятам о христианском смысле праздника, его истории. Так же посетители музея узнали о приметах, связанных с этим днем в народной традиции.
В основе — евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу.
В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча".
Среди обычного народа Сретение не считалось большим праздником. Но как и много веков назад, 15 февраля среди людей воспринимается как день первой встречи зимы с летом. Поэтому с ним связано множество земледельческих примет. Например:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Если на Сретение установится оттепель - весна наступит ранняя, теплая; коли холода завернут — весна холодная.
14 февраля 2017 г. в Мемориальном музее В.С. Золотухина состоялось мероприятие, приуроченное к дню Святого Валентина. Хоть этот праздник и пришел к нам из-за рубежа, но он плавно влился в нашу жизнь. Ведь суть его в любви.
Хотелось бы вспомнить об одном фильме про любовь, в котором главную роль исполнил Валерий Сергеевич Золотухин – фильм «Единственная». Сюжет не замысловатый, но картина захватывает своей жизненностью, близостью описанной ситуации для простых людей, что стала лидером проката в 1975 г.
В 1974 году Золотухин снимается в фильме Иосифа Хейфица «Единственная» по рассказу Павла Нилина «Дурь». Съемки проходят на «Ленфильме». Он здесь не милиционер, не красноармеец — он Коля Касаткин, просто шофер, влюбленный в свою жену Таню, которая просто официантка. Он едет из армии и всем, кто готов его слушать, рассказывает, что, мол, есть у него «мечта-идея» — забрать жену и родившуюся еще до службы дочь, и вернуться в те края, где служил, в Комсомольск-на-Амуре.
«Единственная» начинается как умильное советское житье-бытье среди новостроек. Но оказывается, что внутри пятилетних планов живут те же люди, что у Чехова и Тургенева, и у них так же болит душа. У Нилина рассказ написан почти по Зощенко или под Зощенко: «Жениться мне, откровенно говоря, сперва вовсе не хотелось. Женатый, я считал, ведь все равно что связанный. Но на женитьбу меня подталкивала в первую очередь моя мамаша...» Фильм счищает комедийную скорлупу зощенковской интонации, оставляя некомедийную суть истории. Как ни крути, а то, что обрушилось на Касаткина, — горе. Семья разрушена, душа болит, ощущения правоты нет, а ощущение горя есть.
Хотя фильм не дает ответов ни на вопрос «кто виноват?», ни на вопрос «что делать?», но тема его оказалась близка зрителю: «Единственная» стала лидером проката, фильм посмотрели 33 миллиона человек. Золотухин стал одним из самых популярных актеров СССР. Сколько лет уже прошло со дня его выхода на экраны, а однозначного отношения к ситуации, раскрытой в фильме - так и нет. И впрямь, что это: настоящее чувство или просто блажь? Сколько можно терпеть и прощать? И вообще, всякое ли предательство, измена стоят прощения? Да и была ли она вообще, эта измена? Физически бесспорно, да. А вот сердечная, душевная? Сложный вопрос. Что и говорить, для советских времен фильм уникальный. Во-первых, сама тема - любви, измены и прощения. В те времена если и поднималась она на экране, то рассматривалась только в одном русле: ай-ай-ай, такое моральное разложение! И вывод делался только один - осудить (если уж нельзя прекратить).
А в "Единственной" - нет осуждения. И нет четко закрученного конца - он открыт. И выводов никто не делает, и клейма никто не ставит. Так что не удивительно, что фильм пользовался огромным зрительским успехом. Ибо, считался жизненным. И никто Танюшку Фешеву и впрямь не осуждал. Но, думаю, не только из-за широты души и такого всепрощения. А, скорее, потому, что героиня вызывала огромную симпатию - ведь ее играла красавица Елена Проклова. Недаром два приза, которые получил фильм, были именно за исполнение главной женской роли. Одну из этих наград Елене Прокловой даровал Панамский кинофестиваль.
Вызывал сочувствие и сам Коля. В исполнении Валерия Золотухина он получился таким живым, что не покидало ощущение документальности съемки. Вот как актер сроднился со своим образом! "Единственную" всегда приятно пересматривать.
18 декабря 2016 г. в Мемориальном музее В.С. Золотухина прошло мероприятие «Традиции русского чаепития» в рамках участия в «Алтайской зимовке». Посетители узнали об истории чая в России. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая.
С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь русского человека, чаепитие стало неотъемлемой, очень важной составляющей общественной жизни. Вот уже два столетия в России без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают. Главное в русском чаепитии – это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.
Повсеместное употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Такие классики литературы как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ф. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов не обошли стороной русское чаепитие, описав его в своих произведениях. Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения.
Хотелось бы вспомнить фрагмент из стихотворения Александра блока
Глухая тоска без причины,
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
13 декабря 2016 г. в Мемориальном музее В.С. Золотухина прошла творческая встреча с журналистом, писателем, другом В.С. Золотухина Виктором Ивановичем Ащеуловым. На встрече присутствовали учащиеся Быстроистокской средней школы, а так же люди знающие Виктора Ивановича лично. В.И. Ащеулов представил посетителям свою книгу «В объятьях памяти…», посвященную нашим знаменитым землякам, таким как Василий Шукшин (писатель и артист), Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Анатолий Соболев и, конечно, же нашему земляку Валерию Золотухину.
Профессия журналиста позволила В.И. Ащеулову соприкоснуться с людьми, ставшими сейчас для нас корифеями в искусстве. Как пишет Виктор Иванович в предисловии к своей книге: «Уходит, ускользает время, увлекая нас за собой, и много сейчас уже не вернуть обратно и от этого тягостно и горько на сердце, и нет мне утешенья и успокоенья для моей мятежной страждущей души!» Воспоминания – это то, что всегда с нами.
Ребята узнали об истории праздника, о традициях и обычаях связанных с этим праздником. На мероприятие был приглашен отец Никита (священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Он рассказал о значении праздника для православных христиан, о силе крещенской воды. В конце мероприятия ребята ответили на вопросы мини-викторины "Крещение Господне".
Справка: Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».