Пятница, 16 ноября 2018 г., местное время

Версия для слабовидящих | Карта сайта

О районе Администрация Документы Градостроительство Информация Приемная

 

14 февраля 2017 г. в Мемориальном музее В.С. Золотухина состоялось мероприятие, приуроченное к дню Святого Валентина. Хоть этот праздник и пришел к нам из-за рубежа, но он плавно влился в нашу жизнь. Ведь суть его в любви.
Хотелось бы вспомнить об одном фильме про любовь, в котором главную роль исполнил Валерий Сергеевич Золотухин – фильм «Единственная». Сюжет не замысловатый, но картина захватывает своей жизненностью, близостью описанной ситуации для простых людей, что стала лидером проката в 1975 г.
В 1974 году Золотухин снимается в фильме Иосифа Хейфица «Единственная» по рассказу Павла Нилина «Дурь». Съемки проходят на «Ленфильме». Он здесь не милиционер, не красноармеец — он Коля Касаткин, просто шофер, влюбленный в свою жену Таню, которая просто официантка. Он едет из армии и всем, кто готов его слушать, рассказывает, что, мол, есть у него «мечта-идея» — забрать жену и родившуюся еще до службы дочь, и вернуться в те края, где служил, в Комсомольск-на-Амуре.
«Единственная» начинается как умильное советское житье-бытье среди новостроек. Но оказывается, что внутри пятилетних планов живут те же люди, что у Чехова и Тургенева, и у них так же болит душа. У Нилина рассказ написан почти по Зощенко или под Зощенко: «Жениться мне, откровенно говоря, сперва вовсе не хотелось. Женатый, я считал, ведь все равно что связанный. Но на женитьбу меня подталкивала в первую очередь моя мамаша...» Фильм счищает комедийную скорлупу зощенковской интонации, оставляя некомедийную суть истории. Как ни крути, а то, что обрушилось на Касаткина, — горе. Семья разрушена, душа болит, ощущения правоты нет, а ощущение горя есть.
Хотя фильм не дает ответов ни на вопрос «кто виноват?», ни на вопрос «что делать?», но тема его оказалась близка зрителю: «Единственная» стала лидером проката, фильм посмотрели 33 миллиона человек. Золотухин стал одним из самых популярных актеров СССР. Сколько лет уже прошло со дня его выхода на экраны, а однозначного отношения к ситуации, раскрытой в фильме - так и нет. И впрямь, что это: настоящее чувство или просто блажь? Сколько можно терпеть и прощать? И вообще, всякое ли предательство, измена стоят прощения? Да и была ли она вообще, эта измена? Физически бесспорно, да. А вот сердечная, душевная? Сложный вопрос. Что и говорить, для советских времен фильм уникальный. Во-первых, сама тема - любви, измены и прощения. В те времена если и поднималась она на экране, то рассматривалась только в одном русле: ай-ай-ай, такое моральное разложение! И вывод делался только один - осудить (если уж нельзя прекратить).
А в "Единственной" - нет осуждения. И нет четко закрученного конца - он открыт. И выводов никто не делает, и клейма никто не ставит. Так что не удивительно, что фильм пользовался огромным зрительским успехом. Ибо, считался жизненным. И никто Танюшку Фешеву и впрямь не осуждал. Но, думаю, не только из-за широты души и такого всепрощения. А, скорее, потому, что героиня вызывала огромную симпатию - ведь ее играла красавица Елена Проклова. Недаром два приза, которые получил фильм, были именно за исполнение главной женской роли. Одну из этих наград Елене Прокловой даровал Панамский кинофестиваль.
Вызывал сочувствие и сам Коля. В исполнении Валерия Золотухина он получился таким живым, что не покидало ощущение документальности съемки. Вот как актер сроднился со своим образом! "Единственную" всегда приятно пересматривать.